500+
Справка педагога - психолога по результатам диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Спилберг - Андреева)
Справка педагога - психолога по результатам диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Спилберг - Андреева)
Цель: Изучение эмоционального отношения учащихся к процессу обучения, диагностика уровня учебной мотивации, выявление учащихся с негативным отношением к обучению. Исследование проводилось по методике Спилберг-Андреева «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы».
Дата проведения:09.09.-10.10.2022. В данном исследовании приняли участие 62 человек 9-х классов. 31 человек-10 класса и 16 человек 11 класса.
Результаты диагностического исследования показали, что учащиеся старших классов находятся на разных уровнях мотивации учения и эмоциональному отношению к учению. По результатам диагностики у большинства учащихся 72% . сформирована продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению. Они выполняют задания, интересуются отдельными предметами, комфортно чувствуют себя в школе, стараются получать хорошие оценки 9 классы. В ходе обследования выявлено, что 13% (6 учащихся 9а и 9б классов)- имеют средний уровень с несколько заниженной познавательной мотивацией, у 27% наблюдается сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное отношение к учению. для таких учащихся ведущими мотивами могут стать боязнь наказания со стороны школы, семьи и социального одобрения родителями, педагогами, одноклассниками. Для этих учащихся важным является одобрение, признание их успехов со стороны родителей, и они учатся прежде всего ради похвалы, признания, поощрения при значимости наказания, порицания за учебные неудачи. Такие учащиеся учатся из-за страха быть наказанными, особенно со стороны семьи, где они боятся быть неуспешными и неспособными. Обучение таких учащихся, как правило, носит характер «дрессировки». Они могут хорошо справляться с типовыми заданиями, но затрудняются при выполнении заданий творческого характера, так как боятся ошибиться тем самым вызвать неудовольствие родителей или педагогов. Продуктивная мотивация учения и положительное отношение к нему выявлено у 25учащихся -58%. Ведущим мотивом для этих учащихся является осознание социальной необходимости и мотивация достижения. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего. Преобладание мотивации достижения говорит о выраженном желании быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т. д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения хотят доказать самим себе, что способны на многое. Следовательно, учеба для учащихся с продуктивным позитивным отношением к учению является необходимым этапом к дальнейшему успешному освоению научных дисциплин и правильному выбору профессии согласно мотиву самореализации. Для данных учащихся учебная деятельность — ведущая сфера самореализации, место, где они могут заявить реализовать свои достижения и т. д. 10 класс. Позитивное отношение к школе – 10 уч. -47%. Для данных учащихся учебная деятельность — ведущая сфера самореализации, место, где они могут заявить реализовать свои достижения и т. д. У 38 % (8 чел.) принявших участие в исследовании преобладает средний уровень учебной мотивации с несколько сниженной познавательной мотивацией. Эти учащиеся ходят в школу, выполняют требования педагогов, но редко задают дополнительные вопросы, пытаются найти дополнительную информацию, проявляют интерес к школьным предметам. У 14% учащихся (3 чел.) снижена учебная мотивация, они переживают состояние «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к обучению. Эти учащиеся не стремятся получать хорошие оценки и повышать уровень знаний. 11 класс. По результатам диагностики у большинства учащихся 80% сформирована продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению. Они выполняют задания, интересуются отдельными предметами, комфортно чувствуют себя в школе, стараются получать хорошие оценки. В ходе обследования выявлено, что 19% (4 учащихся) имеют средний уровень с несколько заниженной познавательной мотивацией Вывод: большинство учащихся 9-11 классов имеют продуктивную мотивацию, позитивное отношение к учению. Однако есть учащиеся, имеющие сниженную учебную мотивацию и имеющие отрицательное отношение к обучению.
Рекомендовано: 1. Учителям – предметникам повышать мотивацию учения, используя разнообразные формы работы на уроках, поощрения, оценивания успеваемости учащихся, дифференцированный подход к объяснению материала и проверки выполнения домашних заданий, создавать условия для формирования личности учащегося.
2. Родителям:
1. уделять больше внимания детям, контролировать приготовление уроков, быть более снисходительными к получаемым отметкам, поддерживать детей, помогать в приготовлении домашних заданий, интересоваться происходящим в школе, постоянно поддерживать связь с классным руководителем, специалистами.
2. Формировать продуктивную мотивацию, соответствие социальному нормативу, создавая ситуацию успеха на уроке для каждого обучающегося класса в соответствии с индивидуальным и дифференцированным подходом к обучающимся;
3. Повышать познавательную мотивацию, используя интерактивные технологии, нестандартный подход к обучению, интересный учебный материал;
4. Создавать комфортные условия для общения с позиции Взрослый - Взрослый;
5. Работать над стабилизацией эмоционального отношения к учению, реагируя спокойно на любые учебные ситуации, используя в данных ситуациях педагогический такт.
6. Рекомендуется строить отношения в мягкой некритичной манере, всячески поддерживая и повышая самооценку. Хвалите при всех. Критикуйте очень тактично и наедине.
1. КПК ОВЗ.pdf (56.3 Мб)
2. КПК ЦОС.pdf (49.3 Мб)
Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/16h3kdd6Z7QsTZp8bn1YchWo
Файлы будут храниться до 29.04.2023